СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ

Статья Ирины Скорик о современной духовной православной песне. "ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ГОВОРЯТ УСТА"

 «От избытка сердца говорят уста»

   Статья Ирины Скорик  о современной  духовной православной песне.

                                                                 

    Известно  давно,  что великая сила музыки и поэзии способны пробудить сокрытые в глубинах нашего сердца самые лучшие возвышенные чувства и устремления. Чем возвышеннее поэзия, тем глубже её смысл. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» -  читаем в Евангелии от Иоанна. Гармония мелодии слова с особой благодатной силой помогает нашей душе оторваться от мирской суеты и соприкоснуться с подлинным непреходящим смыслом бытия. Поэзия, отражающая путь  страждущей человеческой  души к своему создателю, воспевание Творца, радость воскресения Христова называется духовной. К  ней  обращались многие святые, как древних, так и более поздних времен. Это Симеон Богослов, святители Дмитрий Ростовский, Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов), игумения Таисия (Леушинская).

         Облекаясь в музыкальную форму, воспеваемая удивительным инструментом – голосом, Слово воспаряет,  и еще с большей силой проникает в душу. Удивительное творение Творца певческий  голос – один из самых загадочных инструментов. Это Божий Дар и дается он не каждому. Голос, его интонации это зеркальное  отражение души, внутреннего мира человека. Ибо «от избытка сердца   говорят уста» - сказано в Евангелии от Матфея(12:34). Тембральная интонация голоса, его вибрация, передает  заложенный смысл, эмоции, глубину переживаний. Чем богаче  душа в духовном смысле, тем чище, целомудренней, возвышенней и глубже звучит голос, тем больше он воздействует благотворно на души людей.

         Святой праведный Иоанн Кронштадский в своей книге «Моя жизнь во Христе» пишет:- «Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их. Если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые,- слушай и питай ими душу свою, если же через них вливаются в душу твою страсти, - оставь слушать, брось и тело и дух музыки». Святой праведный Иоанн Кронштадский, очень точно обозначил суть духовной песни, -  духовность и благодать Божья..

         Духовная направленность в песне охватывает все, к чему она прикасается. Стихи, музыка, манера подачи исполнения, внешний вид. Духовность подразумевает органичность, целостность, гармонию. Гармония  -  есть чистота душевная. Не гармонирующая звено создает диссонанс, который разрушает всю целостность. Разрушается гармония  - уходит  благодать.

         Надо быть очень внимательным к себе. Все благие начиная, стремления могут оказаться неверными. Исполнитель, обращаясь к этому жанру, выходя на сцену, берет на себя большую ответственность. Что у него в душе? Что он хочет высказать? От чистоты сердца он поет, или от желания достичь какого-либо успеха, показывая себя.. Жанр духовной песни требует особого молитвенного  настроя души. Ибо легко поддаться соблазну и вместо глубокого духовного смысла преподнести свою личность. В этом случае как бы не был талантлив или известен  исполнитель, будет ощущаться неубедительность и фальшь. Вспоминаются строки иеромонаха Романа (Матюшина):

    

«Две головешки жалобно чадили,

Но люди торопливо проходили.

Вдруг налетел случайный ветерок,

Взметнулись искры, ожил огонек.

И путник одинокий отогрел

Озябшие ладони на костре.

Присловица окончена уже,

Напрасно в ней выискивать усмешки:

Коль нету Духа Божьего в душе,

 Талант и труд – простые головешки»

 

          

 

         Надо глубоко понимать, то о чем поешь. Ведь для верующего человека смысл жизни -  православная вера

    Очень важная составляющая духовной песни – музыка к стихам. Многие наивно думают,  если есть духовный текст, то музыку можно писать любую. Глубокая ошибка. Музыка должна. опираться на слово, исходить из него, рождаться из слова. Она должна быть органична, не заглушать,  не искажать  смысл слова, а поднимать его еще на большую духовную высоту. Музыка это корабль, который несет ценный груз – Божие Слово. Он  может  затонуть с ценным грузом, даже не подняв паруса, а может привезти Слово к далеким неизвестным берегам, к душам людей, которые, познав Его, получат истинное утешение и радость. Бережно  надо  относится к музыке, ибо оно ведет за собой Слово.

     Интонация, важнейшая составляющая любого музыкального произведения. В музыке, в интонировании не должно быть ни дерзости, ни надрыва, ни наигранной восторженности, ни бессмысленных украшательств, т.е. манерной красивости:

 

«Красивости не терпит красота,

Не знает позы мудрая природа,

Она невинна, потому проста

И радует в любое время года».

                           (иеромонах Роман)

 

         Подлинная красота проста и целомудренна. Поэтому так любимы песни в исполнении иеромонаха  Романа, архидьякона Романа, …. В них нет себя, все отдано Богу, песни доведены «до последней точки искренности и жертвенности». Аскетизм, молитвенность, глубина духа и радость обретения веры.  Можно сказать, как мы веруем, так мы поем. Сильные чувства часто выражаются криком, что вызывает обычно реакцию отторжения, скандала. Но, можно тихо прошептать, пропеть так,  что каждая клеточка души отзовется. Не в силе громкости звука истина, а в силе души. Любой исполнитель, выходя на сцену, невольно обнажает свою душу. Спрятаться за песню невозможно. Она как свеча в ночи или еле теплиться,  или горит ярким светом.

        

         Ко всему сказанному,  надо добавить, что «диссонансы» в своей собственной душе может услышать только человек с чистым сердцем. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.13:8).  Нет чистоты и гармонии, - нет и благодати Божией. К сожалению, человек может слышать физически, но  не слышать духовно. Отсюда и возникают разногласия, разные  исполнения духовных песен, которые не соответствуют духу православия. Выпадает одно или несколько звеньев из составляющей гармонии духовной песни. Есть  духовный текст, но нет музыки и соответствующего исполнения. Это в лучшем случае. В худшем -   музыкальная обработка песни совершенно убивает смысловую нагрузку, происходит насилие над песней.

         К сожалению, не понимание специфики этого жанра ведет к его разрушению. В последнее время появляется православная песня в стиле  рока, православная песня в стиле  рэпа, в стиле бардовской песни, джаза, каких-то эстрадных обработок.  Враг действует очень тонко. На пристрастиях людей. Рок музыка, которая пришла  в Россию из Запада, заняла главенствующее место среди молодежи. На фоне всеобщей бездуховности, и вседозволенности, она быстро проникла в  неокрепшие души, заполняя собой все духовное пространство. Основа этого направления – это вызов обществу, разрушение, непримиримость, агрессивный динамизм. Со всем своим напором и вызовом он начал внедряться и в жанр духовной песни, заявляя о себе как духовном направлении,  забывая, что основанием духовной песни является,  прежде всего, Божие Слово со Духом Святым. А это совершенно противоречит духу направления рок-музыки. Происходит подмена понятий, прикрытая якобы духовным содержанием ложь. Уличить врага не так-то просто. Многие исполнители этого жанра уверенны, что несут Слово Божие в среду молодежи, ведут миссионерскую деятельность. Но, это Слово Божие, и вся деятельность тонет в музыкальных страстях, так и не успев расправить свои паруса любви и надежды. К сожалению, это не воспитание молодежи в духе православия, а потакание  их вкусам,  которые,  не меняются от перестановки слов, т.к. слово теряет свою Божию благодать. Это обман души.

         Только Божия благодать, заключенная в Слове, имеющая ангельские крылья – музыку, способна  вернуть  душу человека к истинным истокам. Чистоту  духа  сложно  воспринять сразу, для этого требуется тонкая кропотливая работа души. Нельзя один  день  петь духовные песни, а на другой отдаться страстям музыкального рока.

         Назрела необходимость, чтобы в среде молодежи, появились признанные лидеры православной духовной песни, и повели за собой молодежь в нужном направлении. Есть надежда, что Господь выявит их, а может быть, вразумит популярных исполнителей рок музыки повернуться  в обратную сторону, не оглядываясь! Спасти свою душу, а вместе с ней и тысячи других. Легко плыть по течению, но против…? Хватит ли у кого-нибудь на это духовных сил и мужества?  Господь целует даже намерения, не говоря уже о благих поступках.

         Истинная  духовная  православная песня это глоток животворящей воды из родника, истоки которого начинаются в монастырских стенах.  Сохранить,   развить  жанр в  первозданной  чистоте, основная  задача. Положено зерно, которое нужно уберечь,  взрастить,  потрудиться духовно, собрать урожай, накормить жаждущих истинным Божьим Хлебом.

 

« Чужое ничего не значит,

Родные земли распаши,

И накорми того, кто алчет,

Пшеницей собственной души…»

                        Иеромонах Роман

                                                                                                                                                        2006 г.                                                                                                                                                                                                                                                             

 

11.03.2011